Функциональная грамотность
Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении.
- Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.
Расскажу о некоторых формах и методах, приёмах применяемых на уроках русского языка и литературного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся.
1.Приём «Удивляй!» и «Яркое пытно»
Урок русского языка 1 класс «Звуки и буквы»
Ребята, в некотором царстве, в некотором государстве жили - были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.
Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы.
А И Ж М Н Щ Ы У Д О
Одни в группу сестры, вторые - брата.
Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата?
Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры,
а брата?
Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?
2.Приём «Лови ошибку»
Спишите, исправив ошибки.
выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам!
Спишите, исправив ошибки.
Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
3.Приём «Да-нет!»
На уроке по изучению темы « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Это самостоятельная часть речи? - да;
Она обозначает признак предмета? – нет;
Эта часть речи склоняется? – да;
Это самая многочисленная часть речи? – да.
Ребята делают вывод, что это существительное.
4.Приём «Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы
- Кто…?
- Что…?
- Когда…?
- Может…?
- Будет…?
- Мог ли …?
- Верно ли …?
- Было ли …?
- Как звали …?
- Согласны ли Вы…?
- Толстые вопросы
- Дайте несколько объяснений, почему...?
- Почему Вы считаете (думаете) …?
- В чем различие…?
- Предположите, что будет, если…?
- Что, если…?
5.Приём «Кластер»
6.Приём «Проблемная ситуация»
Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:
Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…-
2. Какое слово может быть лишним? Почему?
мороз
снег
снежки
холод
- (Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).
- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?
7.Приём «Добавь следующее»
Дети придумывают слова на тему «Школа»
1.Парта.
2.Парта, доска.
3. Парта, доска, мел и т.д.
Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года –
уже 10–12 слов.
8.Приём «Ассоциативный куст»
9.Приём «Мыслящие шляпы»
«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.
Предмет: Русский язык.
Тема: Лексика и развитие речи.
Заданная ситуация: сказка «Курочка Ряба». Ученикам предлагается рассказать сказку по-новому, в зависимости от цвета шляп.
Белая — деловая речь, много терминов, точных фактов. Например, «Курица по кличке Ряба родилась в 2015 году и уже через 6 месяцев приобрела репродуктивную способность. Хозяева курицы — дед по имени Иванов Петр Алексеевич и его супруга Иванова Антонина Семеновна…».
Желтая — в сказке должно быть много эпитетов, сравнений. Здесь
употребляется речь художественная, образная.
Черная — вполне возможно предложить составить сказку ужасов. Или написать сценарий для экранизации в жанре триллера.
Красная — чувственная сказка. Это может быть сказка в стихах.
Зеленая — креатив. Сказка должна иметь самый неожиданный конец. Представить ее в жанре пантомимы.
Синяя — нейтральная. Участники этой группы будут представлять жюри
10.Приём «Синквейн»
1 строка - Существительное – тема синквейна (объект)
2 строка - 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта
3 строка - 3 глагола– действия, совершаемые объектом
- строка - Предложение – отношение автора к объекту
5 строка - Синоним к первой строчке – суть объекта
Вот мы и плавно перешли к литературному чтению.
11.Чтение с «ДЫРКАМИ»
12.Чтение перевёрнутого текста.
13.Чтение текста с «решёткой» (шторкой)
14.Чтение без пробелов.
15.Игра «По двум словам отгадай пословицу»
Заключение
При формировании функциональной грамотности
учащихся учителям начальных классов надо помнить.
1. Главным является не предмет, которому вы учите, а
личность, которую вы формируете.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни
усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний
активный член общества.
3.Учите детей учиться.
4.Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы
научить мыслить причинно: понимание причинно-
следственных связей является обязательным условием
развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто
использует знания на практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Предложенные технологии, приемы, методы, задания направлены на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся.
Таким образом, систематическое применение всех методов и приемов служит развитию ключевых и предметной компетенций, а на их основе формируется функциональная грамотность школьника.